Как нельзя успокаивать детей?
Как нельзя успокаивать детей?

Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Помните эту фразу? В современном родительстве, к сожалению, это распространенное руководство к действию. Что первое делает мама, когда ребёнок начал плакать? «Тихо, тихо, всё-всё, ну, чего ты плачешь, никто же не плачет, ты уже большой (ая)…». Поэтому предлагаю сегодня обсудить, как не нужно успокаивать ребёнка.

Для начала, проведите аналогию с собой. Например, на работе дали премию коллеге, хотя вы на неё так рассчитывали и думали, что она уже «в кармане». Кто-то расстроится, кто-то разозлится, и, наверняка, позднее все поделятся этой ситуацией со своими родными или друзьями…

Так и ребёнок: его проблемы кажутся нам не такими значимыми, но для него они сейчас не менее важны, и вы — тот человек, который должен его выслушать, помочь понять, что он переживает, постараться успокоить или отвлечь от грустных мыслей. Важно не забывать, что мы, взрослые, уже, как минимум, знаем, что за эмоции испытываем и как с ними справляться, в отличии от детей, которые ещё не созрели психологически, не умеют своими эмоциями управлять и не всегда понимают, что с ними делать.

В подобных ситуациях часто всё начинается «с конца»: никаких объяснений, никакого «время прочувствовать» — сразу отвлечения. И не так страшны отвлечения на другие дела (просто их лучше использовать последними), как плохи замены проблем: «Чужую игрушку хочешь? Давай куплю», «На конфету, только замолчи»… Родители так боятся детских переживаний и слёз, что готовы на всё, что угодно, лишь бы дитё не плакало.

К чему может привести использование неправильных способов, чтобы успокоить ребёнка?

  • Во-первых, родители рискуют столкнуться с ситуацией, когда ребёнок будет истериками выпрашивать то, что ему надо — ведь если громко поплакать, ему всё-таки купят машинку или дадут конфету.
  • Во-вторых, в случае быстрых отвлечений, ребенок не научится понимать, какие эмоции ощущает: злость, раздражение, грусть, позднее — смятение или несколько эмоций вместе (например, обиду и злость, или грусть и радость), не научится их проживать и давать им безопасный выход. Согласитесь, ведь даже не все взрослые умеют правильно это делать.
  • И в-третьих, если вы успокаиваете карапуза всеми правдами и неправдами, ребёнку сложнее будет научиться переносить жизненные невзгоды. Помимо всех вышеперечисленных эмоций, малыш должен получить опыт фрустрации — то есть понимания, что иногда ситуации складываются не так, как он бы этого хотел и это надо пережить и смириться.

«Да, ты чего-то сильно хотел, но не получилось, ты можешь попробовать что-то исправить, если возможно, если нет — необходимо вынести из этого выводы, ведь даже отрицательный опыт — тоже опыт, который может быть полезен в будущем». Конечно, вряд ли получится объяснить это полуторагодовалому малышу такими словами, но по мере его взросления объяснения будут усложняться, и главное — с ним рядом всегда будет мама, которая готова его поддержать.

Сложность в том, что у самих взрослых, этот механизм отлажен не всегда: кто-то затаит обиду на коллегу из примера выше, кто-то придет домой и вместо разговора с близкими «сольет» на них всю свою агрессию… Но у вас теперь есть отличный стимул учить своего малыша, а заодно и самим разбираться в своих чувствах и эмоциях, принимать их и не забывать, что это жизнь, где всякое бывает.

Поделиться:

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ

Please enter your comment!
Please enter your name here