Можно ли сравнивать ребёнка с другими детьми?
Можно ли сравнивать ребёнка с другими детьми?

Как же часто мы слышим, а иногда сами говорим, фразы из серии «Посмотри, даже Маша не плачет, а ты плачешь», «Вон, как Вася хорошо учится, а у тебя опять одни тройки», «Даша такие успехи делает в спорте, бери пример». И редко мы задумываемся, насколько обидно всё это звучит для ребёнка. Хотя, если представить, что вы пришли в гости, а ваш муж говорит: «Родная, попробуй, какой у Марины борщ вкусный, не то что у тебя» или «Посмотри как у Ивановых чисто, бери пример», насколько вам будет приятно это слышать? Ведь это ваш близкий человек, который в присутствии других людей принижает ваши способности, да ещё и указывает на кого равняться… И ведь мы можем себе это как-то объяснить, мы взрослые и наша психика более устойчивая…а ребёнок? Поэтому давайте сегодня поговорим о том, можно ли сравнивать ребёнка с другими детьми.

Конечно же, родители, которые сравнивают своего малыша с другими детьми вслух, преследуют исключительно положительные цели. Приводя в пример того или иного ребёнка, они показывают своему чаду, каким хотят его видеть. Но дело в том, что ребёнок воспринимает это как сигнал о том, что он недостаточно хорош, чтобы нравиться родителям. Это развивает различные комплексы. А в случае, когда малыш все же послушно старается соответствовать «планке», он привыкает, что должен всегда получать чье-то одобрение и похвалу и добиваться чего-то не потому что это ему в удовольствие, а потому что только так он будет таким, каким «надо».

Если ребёнок откажется соответствовать стандартам, которые вы предъявляете к его поведению в виде сравнения с другими детьми, это приведет к бунту – то есть он будет сопротивляться и это может превратиться в ваши обычные отношения – постоянное противостояние, даже когда на это нет причины. Просто потому что ребёнок интуитивно чувствует, что родители пытаются его «лепить», воздействовать на него. И тогда уже многие обычные действия родителей он будет воспринимать в штыки.

Гораздо лучше помочь ребёнку увидеть и найти себя, чем стремиться достигать уровня окружающих. Ведь любое соревнование в жизни оказывается, в конце концов, соревнованием с самим собой. Пусть он учиться не ориентироваться на других, а высвобождать себя, развивать свои способности и таланты и прощать себе (а, значит, и другим) ошибки.

Это не значит, что на некорректное поведение малыша родителям надо никак не реагировать (хотя иногда так следует поступать). Замечания высказывать нужно. Но они, во-первых, не должны касаться личности ребёнка, то есть колебать его самооценку. Во-вторых, они не должны высказываться на людях. Когда ребёнка не ругают и не делают замечания на людях, он чувствует, что его уважают.

Относитесь к своему ребёнку как ко взрослому человеку, которого Вы уважаете. В действительности, самооценка ребёнка играет в его жизни в будущем гораздо большую роль, чем количество и качество его ошибок и недостатков. Самооценка не должна зависеть от внешних факторов, так как они переменчивы. Наоборот, поступки, успех и настроение малыша зависят от его самооценки. Поэтому ваша помощь как родителей в ее становлении станет неоценимой, ведь именно семья формирует ее в большей степени, а уже потом школа и другие социальные учреждения.

Поделиться:

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ

Please enter your comment!
Please enter your name here