Значение слова «Нельзя» для ребёнка
Как правильно говорить «Нельзя» ребёнку?

Сегодня существует много разных подходов в воспитании детей. Я отношусь к тем людям, которые считают, что сначала нужно воспитать себя. Однако, дети всегда должны понимать, кто из вас двоих взрослый, и бывают такие ситуации, когда их желания и действия приходится ограничивать. И чтобы не получилось, как в анекдоте «Мальчик, воспитывавшийся строгими родителями, до трёх лет думал, что его зовут Нельзя», давайте разберемся, в чём заключается значение слова «Нельзя» для ребёнка и как и когда целесообразно использовать такой запрет.

Вообще, слово «нельзя» дети начинают понимать достаточно рано, обычно они начинают его слышать с момента ползания или когда начинают ходить. То есть к году ваш малыш уже знает, что такое нельзя. Но, чаще всего, запретные вещи становятся самыми желанными. В этом возрасте малыш познаёт мир, но ещё не понимает возможный вред, также как и не может проводить аналогии. То есть если вы сказали, что нельзя трогать горячую плиту, это не значит, что нельзя потрогать стоящую на ней горячую сковородку — кроха ещё не способен это понять. Как и в целом тот факт, что это больно. Поэтому после запрета ребёнок может начать злиться или плакать. Это нормальная реакция, старайтесь чем-то его отвлечь, так как других вариантов нет, а злиться на годовалого малыша — бессмысленно. Но, тем не менее, приучать ребёнка к запрету необходимо. И чтобы не перегнуть палку — старайтесь придерживаться следующих правил.

Как правильно говорить ребёнку «Нельзя»

Не злоупотребляйте словом «Нельзя» — используйте его только на опасные и агрессивные действия

Опасными действиями, при которых целесообразно использовать слово «нельзя», могут быть: пальцы в розетки, горячая плита, кусание других людей.

Если запрещать всё и везде, ребёнок перестанет относится к запретам серьёзно.

Когда малыш подрастет и начнет лучше понимать, что происходит вокруг, вы сможете более детально объяснить, что делать нежелательно, и почему. Из этого вытекает и следующее правило.

Любой запрет должен быть обоснован и объяснен ребёнку

Когда запрет обоснован и объяснён, ребёнок сможет лучше эти запреты переживать и понимать, что мама не даёт что-то не просто так, а по причине заботы о нём. Вы можете найти альтернативу, например, нельзя трогать горячую плиту, но можно взять и потрогать скалку/ дуршлаг, нельзя бросать на пол стакан, но можно мячик и т.п.

Старайтесь использовать слово «можно» не реже, чем «нельзя».

Любой категоричный запрет должен оставаться таковым всегда и в любой ситуации

Это обязательное условие, чтобы ребёнок понимал серьёзность слова «нельзя». Если после долгих капризов родители пренебрегают своим табу, малыш быстро улавливает, что после уговоров можно получить желаемое. То есть мы сами создаём ситуацию, в которой ребёнок учиться манипулировать взрослыми не самым лучшим образом.

Запреты должны поддерживаться всеми членами семьи

Не должна складываться ситуация, когда мама что-то запретила, а бабушка или папа тут же разрешили. Во-первых, тем самым подрывается авторитет мамы, а во-вторых, ребёнок перестанет воспринимать любые запреты мамы всерьез. Поэтому нужно для начала договориться между собой в спорных моментах и поддерживать друг друга.

Не создавайте ребёнку провокаций

Если вы запретили трогать книги, не надо оставлять их на видных местах или держать в открытом доступе. Старайтесь все важные для вас и небезопасные для малыша предметы убирать в недоступные места.

Предостерегайте ребёнка

В ситуациях с возможными неприятными последствиями говорите «Больно» или «Опасно». Например, если малыш всё время норовит просунуть палец в щелку двери, необходимо предупреждать, что это больно и опасно, и возможно дать ему слегка прищемить себе палец, чтобы он понимал, что это действительно больно (мама была права). Со временем, когда такие ситуации будут повторяться (раскачивание стула, желание потрогать горячую трубу и т.п.), у ребёнка возникнет доверие к вашим словам, и проверять больше не захочется.

Не запрещайте то, чего не можете выполнить сами

Нельзя запретить ребёнку ругаться, если вы сами в его присутствии делаете тоже самое. Здесь мы возвращаемся к фразе из первого абзаца — сначала воспитываем себя.

Обращайте внимание, как вы разговариваете с ребёнком

Запрещать что-то следует спокойным ровным голосом, без истерик и криков, иначе вы только напугаете малыша. Покажите, что вы расстроены его поведением. Исключите такие частые ситуации, когда «Нельзя» употребляется в шутливой форме и с довольным лицом. Например, малыш вас бьёт, а вы с улыбкой на лице говорите: «Ой, нельзя, нельзя, хулиган какой!». И вот ваш запрет в голове малыша уже что-то весёлое и игривое, а мы продолжаем переживать, как же отучить его нас лупить…

Сказать «Нельзя» и с грустным или отстраненным лицом спустить малыша с рук — так должна выглядеть подобная ситуация. И при регулярном повторении ребёнок быстро поймет, что ему нельзя делать.

Не старайтесь обезопасить ребёнка от всего — это невозможно. Лучше, где это не критично, обойтись без запретов, а терпеливо лишний раз помыть или убрать — ведь малыш не специально всё бросает и рвёт, он исследует новый и очень интересный мир, помогайте ему в этом.

Поделиться:

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ

Please enter your comment!
Please enter your name here